Инженер собрал самодельный автомобиль у себя в квартире, вытаскивать пришлось с помощью крана.
В 70-х приобрести автомобиль было довольно сложно. Некоторые умельцы умудрялись мастерить технику самостоятельно. Как правило, подобные эксперименты заканчивались каким-нибудь трактором или «самобеглой тележкой». Но иногда получались вполне себе красивые и технологичные автомобили. Они даже регистрировались и имели разрешение на участие в дорожном движении.
Рождение легенды: спорткар собранный в квартире
Содержание статьи:
В конце 1970-х годов, инженер-технолог Генрик Иванович Матевосян, просматривал автомобильные журналы зарубежных изданий. Глядя на стильные спорткары, в голове родилась мысль сделать что-то подобное самостоятельно. У энтузиаста не было даже собственного гаража, но это его не останавливало.
По замыслу инженера споркар должен быть:
- Четырехместным
- С «рубленым» дизайном, как у итальянских производителей начала 80-х
- Дверями, открывающимися вверх, типа «крыло чайки»
Из узлов и агрегатов, Генрику Ивановичу были доступны только детали от ВАЗ-2101. Но это не останавливало энтузиаста.
Самодельный автомобиль Метевосяна на авто пробеге. Фото: архивное
Изобретатель назвал свой автомобиль «Орор» в переводе с армянского – это «Чайка».
Проект по постройке самодельного автомобиля был начат в конце 70-х. Только для того, чтобы разработать техническую документацию, инженеру понадобилось четыре месяца.
На сборку «Орора», подгонку деталей и испытания, ушло около двух лет. Но примечательно не это, а то, как и где происходили работы. Не имея гаража, автор решил делать автомобиль в обычной многоэтажной «панельке». Для машины была выделена отдельная комната и лоджия.
В помещении происходила сборка узлов и агрегатов. А кузовной каркас обосновался на лоджии, в противном случае покинуть квартиру машина бы вряд ли смогла. Когда автомобиль был частично готов, автор проекта вызвал знакомого крановщика. Машину, совместными усилиями всех соседей, сняли с лоджии и благополучно опустили на землю.
Репортеры засняли процесс транспортировки спорткара с лоджии. Фото: архивное
Так выглядел автомобиль изначально. Фото: архивное
Потом Матевосян откатил заготовку в собственный сарайчик без света и прочих благ гаражной цивилизации и начал создавать кузовные панели. Они тоже были необычными – не стальными, а пластиковыми. Сколько именно стеклоткани и эпоксидной смолы ушло на кузов – история умалчивает. Скорее всего, автор проекта, работавший инженером-технологом, имел доступ к этим материалам.
В общем, благодаря целеустремленности Генрика Ивановича, машина была готова в 1981 году.
Технические особенности
В качестве «донора» для самодельного спорткара взят ВАЗ-2101. Соответственно, пришлось использовать классическую компоновку – задний привод и переднее расположение двигателя.
Зато кузов получился полностью из стеклопластика. Элементы навешены на пространственную мощную раму из стальных труб. Благодаря этому, автомобиль стал легче на 100 кг, чем ВАЗ-2101. Напомним, что «Копейка» весит около 955 кг.
Двигатель «Орора» удалось форсировать до 68 против 64 л. с. у оригинального ВАЗ-2101. Благодаря доработкам и аэродинамическому кузову, автомобиль имел максимальную скорость 170 км/ч. Расход топлива при этом получился вполне умеренным – до 10 литров бензина.
Кроме поднимающихся дверей, была еще одна нетипичная для советского автопрома особенность. Это фары с электроприводом, убирающиеся в капот, как у настоящих суперкаров японского, итальянского и американского производства.
Так как автомобиль разрабатывался семейным человеком, он получил не два, а четыре места. На втором ряду тесно, но двое детей там размещались.
Изначально готовый автомобиль был покрашен в серебристый цвет. Возможно, это сделано в честь DeLorean DMC-12, ведь эта модель как раз начала выпускаться серийно в 1981 году. А опытный прототип был представлен за несколько лет до этого.
Кстати, автомобиль сохранился до сих пор. Пробег у него давно превысил отметку в 2 млн километров. Автор заявляет, что под капотом все тот же «родной» двигатель ВАЗ-2101. Скорее всего, он был подвергнут капитальному ремонту и не один раз. Но каких-то комментариев Матевосяна на это счет нет.
Соревнования
В Советском Союзе нередко проводились состязания самодельных автомобилей. Участвовал в них и «Орор». По слухам, эта модель превосходила большинство машин по техническим и динамическим параметрам.
Было и одно задокументированное мероприятие, доказавшее преимущества творения инженера-самоучки над серийными моделями. Однажды, участвуя в автопробеге самодельных автомобилей, машины попали в Тольятти.
Руководство ВАЗ решило устроить соревнования с участием своих профессиональных испытателей и спортсменов. Планировалось доказать превосходство серийных автомобилей над самоделками, собранными из хлама.
Неожиданно для организаторов, победителем соревнований стал «Орор» вместе со своим создателем за рулем. Машина оказалась лучше «Жигулей» разных моделей. Она превосходила их по максимальной скорости, динамике и устойчивости в поворотах.
«Орор» буквально «порвал» других участников состязаний. Автомобиль сразу вырвался вперед и не оставил соперникам никаких шансов на победу.
Немного подробностей от создателя
Генрик Иванович Матевосян однажды сам рассказал на форуме «самодельщиков», как его автомобиль получил название. Оказывается, «Орор» придумал редактор журнала «Техника – молодежи» В. Д. Захарченко. Это произошло в 1981 году.
Сам же автор дал модели название «Зангезур». Это одна из областей Восточной Армении, где родился Матевосян. Было это в 1983 году.
Автомобиль неоднократно модернизировался. Его перекрасили в красный цвет. Генрик Иванович рассказывал, что часто катает на машине своих внуков.
А еще существует «Орор-2». Это новая «самоделка» от Матевосяна. Под капотом у нее двигатель от старой Maserati с мощностью под 200 л. с. Но это уже совсем другая история…