Переход из девятнадцатого века в двадцатый отметился бурным ростом городов практически по всей планете. Применение новых стройматериалов, таковых как сталь, бетон и стекло, заставило проектировщиков находить новые решения. Тем паче, что последнее из дизайнерских направлений (эклектика) было не так чтобы удачным. А архитектурный стиль модерн вобрал в себя всю изысканность, а также чувственность и подарил миру великолепные творения в искусстве и зодчестве.
Немного истории
Содержание статьи:
Новый стиль свободы пришел на смену эклектике, которая лишь смешивала лучшее из разных направлений и не всегда это получалось удачно. Основной художественной идеей стал поиск гармонии в стремительно развивающейся промышленной эпохе. И творцы того времени чтили традиции, которые восхваляли романтизм и символизм.
На стиль повлияли древние искусства различных эпох и народов. В нем присутствуют восточные мотивы из Японии династии Мэйдзи. Также есть древнеегипетские направления и частицы традиций многих других далеких цивилизаций. Но родоначальником считается старая Англия.
В начале 60-х годов девятнадцатого столетия Уильям Моррис, с компаньонами, открывает гильдию, собравшую под своими сводами всех мастеров изобразительных искусств. Изначально художники производят мебель, гобелены, витражи и другие декорации для украшения быта. С годами стиль обретает популярность и распространяется на архитектуру, искусство и музыку.
Расцвет и влияние модерна пришелся на период с 1890 до 1914 года. Прервала его монументальное движение по планете первая мировая война. А после ее завершения миру уже потребовались новые веяния, и художники того времени к модерну решили не возвращаться. Но за столь небольшой срок крупнейшие города мира пополнились шедеврами зодчества, которые и до сих пор будоражат ума поклонников стиля.
Официальной точкой отсчета модерна считается открытие Эйфелевой башни в 1889 году. Но парижским модникам творение высотой в 324 метра не понравилось. Многие восприняли нагромождение металла, как дань промышленному веку. А на самом деле строение просто немного опередило свое время. И уже через пару десятилетий шпиль выступал в роли достопримечательности столицы.
Если разложить стиль на этапы, то их получится три:
До конца века, пока шло освоение новых строительных материалов, ориентация шла на орнаментность и поиск ярких мотивов для декорирования. С 1900 года пять лет стиль постепенно отказывался от чрезмерного украшательства. А с 1905 года еще пять лет оттачивал простую и строгую строительную технику.
Еще можно сказать, что все это недолгое время великие творцы своего времени в зодчестве и искусстве из всех стран мира искали духовную составляющую, которая объединит архитектуру, живопись, скульптуру и музыку в едином направлении. И нужно заметить, что это им удалось.
Особенности стиля
Модерн разделен на несколько направлений:
Неоромантизм включил в себя элементы готики и ренессанса. Также взяв по чуть-чуть нужного и из других стилей. Неоклассицизм с его традициями из античности. Рационализм, пропагандирующий простоту. Иррационализм с его мистикой и фантазиями.
Еще можно отдельно назвать кирпичный стиль. Его приверженцы в архитектуре отказались от штукатурки и сделали упор на красоту кирпичной кладки. Но больше всего стиль знают по шедеврам из разных стран и поэтому модерн делят и по частям света, и по столицам планеты.
Объединяет все направления тяга к новым технологиям того времени в строительстве. Это использование стали, стекла и бетона. А также развитие железобетонных конструкций. Стиль отказался от прямых углов и линий. А заменил их природными плавными изгибами. И стал более широко продвигать прикладное искусство.
Из характерных особенностей модерна можно отметить:
приглушенные цвета; частый отказ от симметрии; текучесть линий; каркасность в строительстве; стремление ввысь; арочные двери и окна.
Знаменитые модернисты в разных странах
Приобретая популярность, стиль начал продвигаться по миру. А поскольку строгие рамки отсутствовали и во главе вершины стояла свобода и поиск нового, то каждый из творцов смог добавить в дизайн что-то свое. Вот поэтому в каждой из стран с великими творениями зодчества стиль называется по-своему.
Бельгия
Страна, вместе с Францией и Великобританией, называет модерн – ар нуво. Что в переводе означает «новое искусство». Знаменита Бельгия талантливым Виктором Орта, который первый использовал асимметрию при возведении несущих конструкций. А его «удар бича» наделал фурор при оформлении фасадов.
Франция
Эктора Гимара запомнили по парижскому метрополитену. Его дизайн присутствует в большинстве павильонов. Но также он преуспел в оформлении городских зданий. И они не меньше поражают своим великолепным видом. Архитектору удалось соединить металлические каркасы со стеклом, кирпичом и плиткой, покрытой глазурью.
Англия
На острове прославился Джон Бентли благодаря знаменитому Вестминстерскому собору. Его изогнутые линии декора собрали в одно целое несколько разных мотивов и стали изюминкой модерна.
Австрия
Заведующий кафедрой архитектуры в Вене Отто Варнер прославился тем, что воплотил свои модерновые идеи при возведении столичного метрополитена. А его последователь Хоффманн стал известен благодаря дому банкира Пале Стокле в Брюсселе. Стиль в стране прозвали – Венский Сцессион.
Германия
Югендштиль – так звали модерн немцы, латыши и эстонцы. А объединились последователи стиля вокруг журнала «Югенд» и давшего ему имя. Самыми знаменитыми архитекторами тех времен стали Август Эндель и Таут Бруно, оформившие популярные павильоны.
Испания
Особых вершин в творчестве модернизма достиг зодчий из Каталонии Антонио Гауди. Его фантасмагорические и волшебные конструкции сочетали в себе сложнейшие и прекрасные элементы. Поэтому направлению даже дали его имя. Шедеврами Гауди стали сказочный парк Гуэли, дома Каса Мила и Касса Батльо. Но наиболее знаменит храм Саграда Фамилия, который он так и не успел завершить.
Америка
Американское направление стало известно благодаря Луису Тиффани, который изобрел витражные стекла. Они буквально стали лицом модерна того времени. И не удивительно, что дизайну на Северном континенте дали его имя. Также отличились два Чикагских архитектора – Салливен и Бернэм.
Российский модерн
Стиль добрался и в Россию, что отразилось не только на ее двух столицах, но и на глубинке. Даже города Сибири и Урала увлеклись направлением и в них началось повальное строительство. Правда в отличие от двух главных мест, дома там не поднимались выше двух-трех этажей. И вообще, стиль очень отличался самобытностью. Поэтому равнение держалось на московский модерн и дизайн Северной Пальмиры.
Санкт-Петербург
Начали все опытные скандинавские мастера. Именно они построили дачу Романовых под Царским селом. Затем эстафету достойно приняли и наши зодчие – Алешин, Васильев, Барановский. А из знаменитых строений выделяются – гостиница «Астория», Елесеевский гастроном и дом Бажанова.
Особенности северного архитектурного стиля модерн:
Фасадная отделка натуральными материалами наравне с искусственными. Преобладание гранитных блоков. Использование прямых углов и симметрии. Замена орнамента лепниной.
Отличился в Санкт-Петербурге архитектор Сюзор, впервые применивший в России металлический каркас, который снизил нагрузку на стены и позволил установить на первом этаже большие витрины. Речь идет о доме на Невском проспекте, построенном для компании «Зингер».
Сегодняшний «Дом книги» также знаменит своей остекленной крышей над внутренним двориком. И прозрачным куполом с фигурой орла. Это самая узнаваемая символика города на Неве.
Москва
В главной столице модерн мог и не реализоваться вовсе, если бы не Савва Мамонтов. Меценат объединил художников и декораторов в Абрамцевском кружке. Но правда направление нашло свой выход лишь в частном строительстве.
Модерн в Москве пошел по отличному с северной столицей направлению:
Асимметрия в планировке. В роли акцентов выступили эркеры. Геометрический декор сочетается с растительным.
Были воспитаны собственный зодчие и одним из них стал Федор Шехтель. По его проекту строился дом коллекционеру Рябушинскому. Русский архитектор стал автором Ярославского вокзала и знаменитого особняка Морозовой.
Современный модерн
Хоть стиль и вышел из моды еще на заре прошлого века, его продолжают копировать и сегодня, добавляя новинки и современные элементы. В основном используют каркасные стальные конструкции, которые обкладывают кирпичом или камнем. Декором служит стекло и дерево.
Характерные черты современного стиля:
Преобладание объемных конструкций с асимметрией в оформлении. Фасады богато украшаются карнизами, наличниками и перилами. Полный отказ от стандартной конфигурации оконных проемов. Обязательные башенки и шпили на крыше.
При строительстве учитывается рациональность. Поэтому жилые дома объединяются с хозпостройками и гаражами. И их наружная отделка ничем не отличается.
Заключение
Историки говорят, что модерн был просто обязан появиться, чтобы ознаменовать собой конец века или цикла (Fin de ciecle). Людям творческой натуры была дана возможность представить миру свой взгляд на прекрасное. И художники с архитекторами блистательно справились с этой задачей. Они реализовали свою свободную фантазию, вложив ее в произведения искусства. Буквально за 25 лет изменив облик большинства крупнейших городов, украсив их шедеврами зодчества, которые и поныне привлекают, а также радуют взор.