Организация рабочего места школьника является ответственным заданием для родителей, учитывая, сколько времени ребенок будет проводить за уроками в следующие годы. В числе прочих приходится решать вопрос, какой стул купить школьнику к письменному столу, что сделать не так-то просто, учитывая предложение на рынке. Разбираемся, по каким критериям следует выбирать стул, чтобы организовать комфортное рабочее место, и когда его лучше предпочесть креслу.
Почему стул – это важно
Содержание статьи:
Далеко не всегда родители осознают, почему так важно обеспечить школьнику правильное рабочее место, и выбирают мебель, основываясь на собственном вкусе и ценнике. Между тем, такой подход в корне неверный.
На протяжении школьных лет ребенок много времени проводит в сидячем положении, и нагрузки на растущий организм оказываются односторонними и весьма специфическими. Если рабочее место не организовано по всем правилам, они приводят к нарушению осанки.
Если же стул подобран неверно, нагрузки на организм (особенно на позвоночник) возрастают многократно. Они приводят к проблемам со здоровьем: портится осанка, страдает кровообращение и работа внутренних органов. Чадо начинает хуже учиться, становится беспокойным, раздражительным.
Конечно, родители не смогут все время контролировать позу, в которой их школьник сидит за уроками. Зато в их силах правильно организовать рабочее место, сделать его удобным и снизить до минимума негативные проявления сидячей позы.
Стул или кресло: что предпочесть
Первое, о чем приходится подумать родителям, это какую мебель для сидения выбрать, стул или кресло. Кто-то предпочитает традиционный вариант, а кто-то склоняется в пользу кресла. Это неудивительно, ведь взрослые чувствуют себя намного комфортнее, сидя в компьютерном кресле, и поэтому считают, что и для школьника такая мебель подходит как нельзя лучше.
Сторонники стульев видят преимущество в легкости и устойчивости классической мебели. Любители кресел говорят об их полезных опциях, о возможности регулировки высоты сидения и наличия колес, позволяющих легко менять местоположение. Привлекательно выглядит и эргономичный дизайн кресел, а также возможность подстраиваться под анатомические особенности пользователя.
Конечно, кресло имеет более стильный вид, и вполне подходит для подростков (с некоторыми оговорками). Но для младших школьников компьютерное или офисное кресло практически не предлагает преимуществ. Стул выглядит менее эффектно, зато он лучше сохраняет правильную осанку, да и обходится в меньшую сумму.
Важно знать, что компьютерные, офисные и специальные школьные кресла – разная мебель, и школьное кресло по назначению не совпадает с компьютерным аналогом. Такая мебель разработана специально для того, чтобы уменьшить нагрузку при длительном сидении и сохранить осанку ребенка.
Специалисты советуют приобретать для младших школьников стул – простая и надежная мебель правильного размера не только будет поддерживать осанку, но и уменьшит травматизм (который растет у младших детей из-за подвижности кресел на колесах). Детям постарше можно купить кресло, лучше без опции поворота сидения. Важно, чтобы спинку приглянувшейся модели можно было регулировать, для снижения нагрузки на позвоночник.
Разновидности ученических стульев
Подавляющее большинство стульев имеют классическую конструкцию. Они выглядят как прочная мебель с твердым сидением и спинкой, причем спинка может быть плоской или повторять анатомический изгиб позвоночника. Классические ученические стулья достаточно разнообразны; встречаются модели со стандартной и усиленной конструкцией, с регулировкой и без.
Есть различия и в каркасе – он изготавливается из дерева или трубы круглого или квадратного сечения. Классическая модель устойчива и экономит семейный бюджет, но обладает одним существенным недостатком: через два-три года ребенок из нее вырастет. Поэтому такая покупка выгодна для многодетной семьи, где простая и крепкая мебель будет служить всем детям по очереди.
При выборе ученического стула можно пользоваться следующими подсказками:
Удачным выбором для младших школьников, которые постоянно растут, станет модель с регулировкой (трансформер).
Для непоседливых детей подойдет вариант с усиленной конструкцией (с усиленным каркасом). Обратите внимание на качество сидения и спинки деревянных моделей. Их изготавливают из гнуто-клееной фанеры с обязательным закруглением углов; при этом передняя часть сидения должна быть загнута вниз. Поверхность фанеры лакируется, детали крепятся к каркасу заклепками или винтами. Проверьте, чтобы крепления не цепляли одежду. Выбор цвета и формы каркаса – вопрос вкуса покупателя. Но, чтобы рабочее место выглядело гармонично, имеет смысл выбирать стул и парту с одинаковым каркасом.
В продаже имеются альтернативные форматы стульев, например, коленные. Одно время такие модели со слегка наклоненным сидением и упором для коленей были весьма популярны. Так как ноги фиксируются упором, спина автоматически выпрямляется, и сидеть получается только ровно.
Минус коленных моделей – основная нагрузка приходится на колени, а они на нее не рассчитаны, и долго так сидеть не получится. Другая разновидность, подвижные табуреты с сидением, закрепленным на шарнирах, подходит для школьников еще меньше. Сидение смещается в стороны при любом движении, и ребенок будет сосредотачиваться не на уроках, а на попытках сидеть ровно.
Как выбрать стул для школьника
Собираясь приобрести стул (или кресло) для школьника, родители должны ориентироваться на следующие критерии:
Рост ребенка, а также его возраст и вес. Рост – основной параметр, позволяющий подобрать комфортную и безопасную мебель. Опции конструкции. Удобно, если сидение можно регулировать по высоте. Еще одна полезная возможность – изменение наклона и положения спинки, наличие подлокотников. Подобные возможности снижают нагрузку на спину, и ребенок устает меньше. Дизайн. Мебель должна нравиться ребенку и гармонично вписываться в обстановку рабочего места.
Материалы. Детская мебель должна отвечать требованиям гигиены и безопасности, и иметь соответствующие сертификаты. Ожидается, что ткань обивки будет дышащей и гипоаллергенной, пластик – прочным и нетоксичным. Также важно, чтобы материалы обивки были тактильно приятными и легко чистились.
Элементы конструкции: определяемся с параметрами
Сталкиваясь с задачей, какой стул для школьника выбрать, родители зачастую упускают важные моменты и сосредоточиваются на второстепенных деталях, таких как цвет или эргономичность форм. Между тем, независимо от конструкции, в первую очередь необходимо оценить следующие параметры:
Сидение: высота. Высота зависит от роста школьника. Существуют специальные таблицы, связывающие рост, возраст и параметры мебели. Но подобрать правильный стул по высоте можно и опытным путем, если знать, как выглядит правильная осанка и в каком положении ребенку действительно удобно сидеть за столом.
Если высота сидения не подходит. Случается, что стул не подходит школьнику по росту, но очень ему нравится, и чадо настаивает-таки на покупке. Если ребенок спокойный, проблема решается приобретением подставки под ноги. Для гиперактивного ребенка вариант не самый удачный: он будет отвлекаться от уроков, то и дело передвигая подставку. Жесткость сидения. Желательно подобрать стул со средней или максимальной жесткостью сидения. Если наполнитель мягкий и объемный, сидеть на нем будет не так удобно: ребенок станет проваливаться, что плохо повлияет на спину. Глубина сидения. Анатомически правильной глубиной считается 2/3 от бедра ребенка. Иногда глубину можно регулировать смещением спинки, что увеличивает срок пользования стулом и снимает нагрузку при длительном сидении за уроками.
Спинка. Она не должна быть слишком высокой, оптимальный размер – до начала лопаток. Лучше остановить выбор на мебели с упругой цельной спинкой, причем ее форма должна быть анатомической (повторять изгиб позвоночника). Спинка для детей с нарушениями осанки. Если есть проблемы со спиной, о выборе подходящего стула лучше спросить у лечащего врача, возможно, потребуется специальная ортопедическая мебель. В любом случае, не подойдет спинка, состоящая из нескольких (отдельных) элементов. Подлокотники. Школьникам младших классов они не нужны: дети начинают на них неравномерно опираться, от чего страдает позвоночник. Для детей постарше предпочтительны подлокотники с регулировкой по высоте; их настраивают так, чтобы лежащие на них предплечья и кисти на столешнице лежали на одной линии.
Колесики. Деталь полезная, так как облегчает транспортировку, но такая подвижность может отвлечь младшего ученика от уроков. Выходом может стать модель с блокировкой колесиков. Блокировка бывает механической (выполняется вручную) или автоматической (блокируется кресло с нагрузкой).
Видео описание
О правильном рабочем месте школьника в следующем видео:
Как определить, подходит ли стул
При выборе стула или кресла для школьника необходимо отталкиваться от его роста, и тут можно действовать по-разному. Основным параметром мебели является высота посадочного места от пола, и сегодня действуют следующие усредненные нормы:
Ребенку ростом 110-115 см подойдет стул с сиденьем, расположенным на высоте 25-26 см (при этом высота столешницы – 45-46 см). Детям ростом 116-130 см будет удобно сидеть на стуле высотой 30 см (за столом высотой 50-52 см).
Если рост школьника составляет 131-145 см, сидение стула должно располагаться на высоте 32-34 см от пола, столешница – на высоте 56-58 см. Для комфорта учеников ростом 146-160 см нужно сидение на высоте 38-40 см, а столешница – на высоте 62-64 см. Подросткам ростом 161-175 см подойдет стул (кресло) с высотой сидения 41-43 см, и стол высотой 68-70 см. Для более высоких школьников понадобится мебель высотой, соответственно, 45-46 и 75-56 см.
Но все-таки наиболее правильным способом выбора будет покупка стула (кресла) вместе с ребенком. Покупка «с примеркой» позволит подобрать действительно удобную мебель, которая не навредит вашему чаду. Для этого достаточно присмотреться, какое положение принимает ребенок, сидя в кресле. Посадка считается правильной при следующем положении частей тела:
Угол между бедрами и спиной, а также между бедрами и голенями должен быть максимально близким к прямому (90°).
Голени должны располагаться перпендикулярно к полу. Стопы должны стоять на полу. Посадка считается неправильной, если стопы висят или касаются пола только носками. Когда такое происходит, потребуется подставка для ног. Ребенку должно быть удобно опираться на спинку, при этом плечевой пояс не должен напрягаться. Если для опоры школьнику приходится откидываться назад, стул ему не подходит (скорее всего, глубина сидения слишком большая). Чтобы младший школьник не уставал, подолгу сидя за приготовлением уроков, стул и стол должны соответствовать росту ребенка и друг другу (находиться в одной ростовой группе). Локти должны удобно лежать на столе, а расстояние между грудной клеткой и краем столешницы не должно превышать 8-10 см. Если вы склоняетесь к мебели на колесиках, проверьте, чтобы диаметр крестовины не был меньше 55 см; иначе конструкция будет неустойчивой.
Видео описание
О выборе стула для школьника в следующем видео:
Выбор стула или кресла: полезные советы
Покупка мебели вместе со школьником позволит выбрать действительно удобную модель, способную максимально разгрузить позвоночник и сформировать хорошую осанку. Но, кроме эргономики и функционала, полезно обращать внимание и на другие особенности изделия, например:
Дети подвижны и энергичны, поэтому от стула ожидается не только устойчивость, но и надежность. Наиболее надежными и устойчивыми считаются стальные каркасы, за ними идут конструкции из алюминия и пластика. Для начальной школы подойдет пластиковая модель, в средней школе каркас может быть металлическим. Предпочтение стоит отдавать изделиям из гипоаллергенных материалов, чье качество подтверждено соответствующими сертификатами. Мягкое сидение будет подвергаться значительным нагрузкам. Чтобы обивка как можно дольше сохраняла презентабельный вид, лучше остановить выбор на темном текстиле с натуральной (хлопковой) основой: рогожка, джинса, гобелен с хлопком.
Видео описание
Об ошибках выбора стула или кресла для школьника в следующем видео:
Коротко о главном
Стул для рабочего места – тот предмет мебели, от которого зависит общее самочувствие и работоспособность школьника. Поэтому крайне важно подобрать его правильно, по параметрам конкретного ребенка, не забывая о удобстве и безопасности. При выборе обращают внимание на основные элементы мебели и то, соответствует ли она росту и пропорциям ученика. Для младших классов предпочтительны простые классические конструкции, но в тренде остаются и модели, «растущие» вместе с ребенком.